Верстка печатного издания основные ошибки верстки

Верстка печатного издания основные ошибки верстки

Основные понятия вёрстки

Абзацный отступ (First indent) – это красная строка первой строки абзаца.

Втяжка слева или справа (Left Indent) – Это пробел, образующийся слева или с краю от полосы, когда часть строк набирается более узким чем основной текст формата.

Отбивка сверху, снизу(Space Before) – вертикальные и горизонтальные отступы м-у эл-ми. Для привлечения внимания.

Выключка – расположение строк на полосе. Бывает влево, вправо, по центру, по формату. Чаще всего – по формату набора.

Выключка влево применяется в наборе заголовков, коротких текстах, рекламных текстов.

Редко используется в основном тексте. Используется в журналах.

Выключка вправо используется в коротких надписях, когда необходимо показать принадлежность текста именно данной иллюстрации. Подпись под рисунками – выключка вправо.

Выключка по центру – заголовки.

Интерлиньяж – расстояние между строками текста. Это 120% от шрифта. Кегли 10 – расстояние 12.

Длина строки определяет не только ширину полосы, но и ритм чтения и удобочитаемость.

Для книги: максим 65 знаков, миним – 35-40 (ширина колонки).

Для детской лит-ры длина строки д.б. ещё меньше (увеличение кегла).

— Заголовок в подбор. Когда заголовок располагается в одну строку с последующим тексте. Оформляют п/ж шрифтом.

— Заголовок в подвёрстку. Самый используемый вид. Заголовок отдельной строкой между окончанием первого раздела и началом следующего.

Самый большой интерлиньяж – от конца до заголовка.

— Со спуском. Над текстом начальной полосы с заметным отступом от верхнего края полосы.

— Шапка. Вверху начальной полосы с крупным пробелом между заголовком и последующим текстом.

— Маргиналии – заголовки, которые располагаются на полях.

— Форточки – заголовок, врезанный в текст. Ширина врезки по всей книге одинакова. ¼ длины строки. Высота превышает высоту помещённого в ней заголовка. Набирают шрифтом пониженного кегля.

Ошибки вёрстки

1. Не д.б. висячих строк. Менее 3-х – висячие.

2. Не единообразное оформление маркированных списков.

3. Подряд не допускается 4 и более переносов.

4. Слово, находящееся в конце полосы не переносится на следующую.

5. Ошибка если не используется неразрывный пробел в фамилиях, спец-х символов.

Ошибки в заголовках:

— В конце заголовков не ставится точка

— У заголовка набранного прописными межсловесные пробелы дб немного больше чем обычные. У набранных большим кеглем (более 20пт) межбуквенное расстояние уменьшается.

Читайте также:  Использование wpf при разработке приложений

— Заголовки которые не помещаются в одну строку необходимо разбивать на несколько строк по смыслу без переноса части слова. Строка не должна заканчиваться предлогом, союзом, наречием.

— Длина строки заголовка, выключенного по центру дб не более ширины полосы набора, уменьшенной на 2 абзацных отступа.

Стихотворный текст:

— Завёрстывают стих-е по центральной полосе набора.

— Внутри прозаичного текста стих-й текст обычно отбивают в пределах одной строки основного шрифта.

— Цифры или звёздочки отбивают сверху больше, чем снизу, в пределах одной строки.

Понятие колонтитулов и колонцифр

Колонтитул – инф-я, которая нах-ся сверху и снизу полосы.

Колонцифра – конкретная нумерация страницы

Колонтитул входит в размер полосы набора.

Колонцифра если она не в колонтитуле располагается на полях.

Колонтит и колонц набираются не крупнее основного текста.

Расстояние от колонтит или колонц до основного текста – 1 строка.

Набирается на 1-2 пт меньше кегля основного текста.

Нумерация, обозначающая страницы выключается вправо и отбивается строкой отточием.

Отточие набирается светлым начертанием.

Отточие набирается через пробел.

Приступать к верстке книги нужно после того, как обдуманы ее общий вид и все основные элементы. Верстальщик должен хотя бы примерно представлять, что получится в результате его работы. Редко верстальщику приходит абсолютно продуманный макет, не требующий решения локальных задач верстки. Чаще книга до верстки выглядит как файл Word и разложенные по папкам фотографии (если повезет!). В этом случае при разработке макета стоит полагаться на опыт и собственное чувство гармонии. Ведь нужно создать такой макет для верстки книг, который не только соответствовал бы правилам верстки, но и удовлетворял бы требованиям заказчика.

Помимо работы с текстом, верстальщик (дизайнер-верстальщик) принимает решения о расположении каждой иллюстрации в тексте, причем находит единственно верное для данной верстки. Цель – сделать издание, во-первых, удобочитаемым, во-вторых, стилистически грамотным, в-третьих, необходимо соблюсти все требования правил верстки, которые и направлены на логическую завершенность всех элементов книги, из чего, собственно, и складывается та самая удобочитаемость. В процессе верстки приходится дорабатывать и адаптировать макет под свои нужды. Однако на печати книга должна быть грамотно сверстана, независимо от удобства для верстальщика.

Верстка представляет собой процесс размещения текстовых и графических материалов на страницах или полосах издания заданного формата, отвечающий определенным композиционным, гигиеническим и стилевым требованиям:

· Композиционные требования обеспечивают единство технической и информационной совместимости — соподчиненность компонентов, постоянство форматов страниц и полос набора; приводность всех полос издания, т.е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста. В газетных изданиях выполнение этого правила не обязательно.

Читайте также:  Программирование контроллеров carel обучение

Гигиенические требования направлены на обеспечение удобочитаемости текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье (зрение) людей: шрифтовое оформление, интерлиньяж, размеры полей и пр.

Требования единства стиля придает изданию художественную завершенность: единообразие структурных элементов, основного и дополнительного текстов, иллюстраций и подписей к ним.

В таком процессе как верстка издания должно достигаться выполнение всех указанных требований.

Виды верстки

Условно верстку можно классифицировать по следующим признакам:

книжно-журнальная верстка. Верстка журналов, особенно содержащих большое число иллюстраций, имеет отдельные характерные особенности, но в целом выполняется по тем же правилам, что и книжная.

газетная верстка. Верстка газет значительно отличается от книжно-журнальной. Газетной верстке присущи более свободные правила переносов и расположения текстового и иллюстративного материала.

акцидентная верстка (акцидентный или мелочный набор). Акцидентной версткой называют верстку мелких самостоятельных заказов, например, пригласительных билетов, бланков, афиш, рекламных модулей. Также к акцидентной верстке относится верстка отдельных элементов книг и журналов: наборные обложки и суперобложки, титульные листы (титулы), шмуцтитулы, шапки, инициалы, наборные рамки и колонлинейки, книжные объявления, в журнальных изданиях титульный, газетно-журнальные объявления, реклама. При такой верстке в одной форме сочетаются различные шрифты и графические материалы.

Все виды акцидентных работ обычно делят на три группы: издательская акцидентная продукция, в том числе книжно-журнальная акциденция и особые виды изданий – проспекты, буклеты, каталоги и другие; афишно-плакатная продукция и акцидентная продукция малых форм – пригласительные билеты, бланки, товаросопроводительная документация, визитные карточки и многие другие виды «мелочей».

2. По конфигурации материалов:

прямая (каждый материал – прямоугольник, колонки одинаковы по высоте). Такая верстка выглядит строго и используется чаще всего в верстке литературно-художественных изданий, учебников, некоторых видах газет и журналов. Прямая верстка спокойнее и проще ломаной в восприятии читателями, имеет сдержанный характер.

ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте). Этот вид верстки более сложный в исполнении, но таким образом достигается динамика публикации. Используется в основном в газетах, на страницах модных журналов и т.д.

Читайте также:  Каковы правила структурного программирования

3. По расположению материалов относительно центра полосы – вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 равные части.

Верстка бывает симметричной и асимметричной. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе.

4. По ширине колонок материала: постоянная (одинаковое количество колонок одного размера) и переменная.

5. По расположению текстового и иллюстративного материала:

открытая – изображения размещаются вверху или внизу каждой полосы.

закрытая – изображения размещаются внутри текста и соприкасаются с текстом двумя или тремя сторонами.

глухая – изображения в многоколонном макете размещаются внутри текста и соприкасаются с ним всеми четырьмя сторонами.

вразрез – текст, потом фото, потом опять текст, т.е. фото делит текст на части

в оборку – иллюстрация в углу, которую с двух сторон огибает текст.

на полях – небольшие изображения располагаются на полях.

Концепция верстки

Верстка является не только сборочным процессом, но и оказывает существенное влияние на создание определенной формы издания. Поэтому стиль оформления, наряду с текстом и иллюстрациями, следует рассматривать в качестве исходного компонента верстки.

При верстке журналов и газет требования к монтажу печатных полос отличаются, исходя из предназначения печатного издания. При верстке журналов, газет и другой прессы текст верстается в одну, в две, три и более колонок. Текст для книг чаще всего верстается в одну колонку.

Исходя из функций верстки, она должна отвечать строгим требованиям дизайна и обеспечивать определенные моменты:

· наиболее выгодную композиционную структуру издания. То есть с помощью верстки необходимо создать максимально удобное в пользовании издание. Верстка наглядно демонстрирует структуру и композицию страниц издания, определяет какие компоненты текста или иллюстраций являются главными, а какие второстепенными.

· компактное расположение материалов на странице и максимальное использование полезной площади бумаги

• эстетический, привлекательный и выразительный внешний вид будущего печатного издания. Она должна обеспечить пропорциональное отображение элементов на оттиске, подчеркнуть их графическое единство, чтобы изделие полиграфической промышленности воспринималось как одно целое, органично и четко разделенное на блоки, удобные для чтения и восприятия человеческим глазом.

Источник

Оцените статью