Урок «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор»
Разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.).
Тема урока. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа № 20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
Тип уро ка: изучение нового материала.
Место урока в теме : 1 урок.
Цель урока: сформировать представление об условном операторе в языке программирования Pascal. Научить составлять разветвляющиеся программы на языке Pascal.
— рассмотреть правила записи условного оператора;
— рассмотреть формат и назначение условного оператора
— сформировать умение обучающихся записывать на языке программирования
Pascal ABC короткие алгоритмы с ветвлением.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
· неполная форма условного оператора.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
Электронное приложение к учебнику:
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Л.Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика: учебник для 8 класса. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
1. Организационный момент. Подготовка учащихся к началу урока. Приветствие, определение отсутствующих на уроке
2. Проверка домашней работы № 178(а)
Постановка проблемы :
-Давайте вспомним алгоритм решения квадратного уравнения. Как можно дополнить домашнюю программу, чтобы она вычисляла не только дискриминант КВУР, но и его корни?
(Учащиеся вспоминают условия для дискриминанта: D 0 – 2 корня и формулу вычисления корней КВУР, рассуждают, высказываются).
— Действительно, количество корней квадратного уравнения зависит от определенных условий.
Процедуры ввода и вывода, а также оператор присваивания позволяют писать только линейные программы, в которых все команды выполняются последовательно, одна за другой. Т.е. программы, которые мы составляли до сих пор, можно сравнить с автомобилем, который может ехать только прямо. Далеко на таком автомобиле не уедешь. Надо уметь поворачивать. Для таких «поворотов» используются операторы ветвления.
3. Изучение нового материала. Объяснение учителя:
Итак, сегодня наша цель разобраться с записью и использованием команды ветвления на языке Pascal для решения задач.
Ветвле ние — ор ганизация действий, при которой осуществляется выполнение той или иной последовательности команд в зависимости от результата проверки условий. Т.е. возникает необходимость выполнять различные команды в зависимости от выполнения какого-то условия. Для таких целей в ЯП Pascal введен условный оператор:
Почему условный? Просто потому, что после оператора следует условие, которое может выполняться, а может и не выполняться — заранее это неизвестно.
Условный оператор If позволяет выполнить одну из двух последовательностей команд в зависимости от некоторого условия. В языке Pascal имеется 2 формы условного оператора: полная и неполная.
Полная форма условного оператора: (учащиеся записывают в тетрадь)
- если условие после команды If верно, то выполняется после команды THEN, иначе после команды ELSE.
Неполная форма условного оператора: (учащиеся записывают в тетрадь)
Если после THEN или ELSE используется более одной команды, то они заключаются в операторные скобки begin … end. (учащиеся записывают в тетрадь)
if условие then begin действия1 end else begin действия2 end;
Перед else знак «;» не ставится.
— Напомню, что условие — это некоторое утверждение, относительно которого можно сказать: истинно оно или ложно.
В качестве условий используются логические выражения:
— простые записываются с помощью операций отношения;
— сложные записываются с помощью логических операций.
4. Закрепление материала.
4.1 Выполни задание: РТ № 182 (работают вместе с учителем)
4.2 Выполни самостоятельно РТ № 181.
4.3 Выполни задание: РТ № 184 (работают вместе с учителем). Прокомментируйте каждую строку программы. Строим блок-схему.
— перечислите целые типы Pascal;
— перечислите операторы ввода;
— для чего служит оператор присваивания;
— перечислите операторы вывода;
— какие переменные будут входными, какие выходными.
5. Выполнение практического задания. Компьютерный эксперимент (тестирование программы) РТ № 184.
2) Определите результат выполнения программы при следующих входных данных.
Открытый урок » Программирование разветвляющихся алгоритмов.» ( 10 класс)
продолжать формирование умений учащихся находить ошибки в программах, предвидеть результат выполнения программы.
развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы;
развивать алгоритмического мышления, точности мышления, логического ума, внимательности, познавательный интерес и творческие способности.
Воспитательные:
воспитание культуры умственного труда, самостоятельности, целеустремленности;
воспитание информационной культуры.
Методы обучения:
ü По способу передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические.
ü По логическому восприятию: инструктивные и дедуктивные.
ü По характеру мыслительных операций: репродуктивные (активное восприятие и запоминание информации), частично-поисковые (самостоятельная работа, работа в парах).
ü По степени самостоятельности: работа под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся.
При изучении темы урока у учащихся формируются навыки использования:
— блок-схем для решения поставленных задач;
— операторов ветвления в языке программирования Паскаль.
Межпредметные связи: математика.
Программное обеспечение урока :
— презентация «Ветвления на Паскале»;
Дидактические материалы к учебному занятию: опорный конспект урока.
Наглядное пособие : презентация «Ветвления на Паскале».
Конспект урока по информатике на тему «Программирование разветвляющихся алгоритмов»
Тема урока: Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Знакомство с по нятием «условный оператор», его структурой; изучение способов записи алгоритмов ветвящейся структуры на языке Паскаль; закрепление новых знаний, выявление пробелов в знаниях по теме и их устранение; способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, познавательной активности, самостоятельности обучающегося, стимулирование интереса обучающегося к данной теме и предмету в целом.
Планируемые результаты :
Личностные: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;
Метапредметные : владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм»; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; владение основными универсальными умениями информационного характера; умение «читать» схемы; ИКТ-компетентность;
Методы обучения: поисковая лабораторная работа.
2) Актуализация знаний (5 мин)
3) Проблемное объяснение нового знания (13 мин)
4) Первичное закрепление во внешней речи (2 мин)
6) Самостоятельная работа с проверкой по эталону (5 мин)
Цель: Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Цель: Организовать актуализацию теоретических знаний и действий, необходимых для проблемного изложения нового знания.
Задание 1: Ответь на вопросы:
1) Для записи алгоритмов используют три алгоритмические конструкции. Назови их и подпиши:
-Мы уже знаем, что для записи алгоритмов достаточно три алгоритмических конструкций. Назови эти конструкции (следование, ветвление и циклы).
2) Существует две формы ветвления. Назови и подпиши их. В чем их различие?
-В каких случаях возможно применять алгоритмы ветвящейся (разветвленной) структуры?(когда в зависимости от некоторого условия необходимо выполнить либо одно, либо другое действие).
— В чем их отличие? (неполная форма предполагает выполнение действий только в том случае, если условие принимает значение ИСТИНА, в отличие от полной формы, в которой действия выполняются и при значении условия ИСТИНА и при значении условия ЛОЖЬ)
Оцени свою работу на данном этапе урока. Перетащи кружок соответствующего цвета в первую ячейку светофора.
Справился самостоятельно, задания легкие.
Справился с небольшой помощью учителя, допускал ошибки.
Требовалась помощь учителя в каждом задании, все задания трудные.
Задача: записать на языке Паскаль программу, вычисляющую значение модуля и квадратного корня из выражения (х-у), протестировать на конкретных данных.
1. Проанализируйте текст программы, записанный ниже. Расскажите о каждом шаге выполнения программы. Какая алгоритмическая конструкция использована?
Program Vychisleniya;
Writeln (‘Значение квадратного корня из выражения (х-у) равно ‘, Koren);
Writeln (‘Значение модуля выражения (х-у) равно ‘, Modul);
2. Скопируйте текст программы на языке Паскаль в онлайн-программу для программирования по ссылке http://primat.org/turbopascal/turbo.html
3. Отладьте программу и запустите на выполнение.
4. Протестируйте программу со следующими исходными данными: