Чтение из консоли
В этой статье мы разберёмся, как считывать информацию из консоли Консоль – это стандартный поток ввода-вывода. Чтобы читать данные из консоли, мы воспользуемся двумя разными классами из стандартной библиотеки Java.
Способ 1: Чтение из консоли с помощью System.in.read
Простейший способ чтения данных из консоли – это метод System.in.read(). Данный метод позволяет считывать данные по одному коду. Это блокирующий метод, то есть, вызвав его, выполнение программы продолжится только тогда, когда будет введён какой-либо символ в консоль:
int code = System.in.read(); char c = (char) code; System.out.println("Вы ввели: " + c + ", код символа: " + code);
Это очень простой способ чтения из консоли и есть более удобные способы чтения.
Способ 2: Чтение из консоли с помощью Scanner
Класс java.util.Scanner предоставляет несколько удобных методов для чтения из консоли:
- hasNextInt() – вернёт true, если из консоли сейчас возможно вычитать целое число
- nextInt() – вычитает целое число из консоли
- hasNextDouble() – вернёт true, если из консоли сейчас возможно вычитать число типа double
- nextDouble() – вычитает вещественное число из консоли
- hasNextLine() – вернёт true, если из консоли возможно считать какие-либо символы
- nextLine() – вычитывает строку из консоли
Все эти методы являются блокирующими.
В данном примере мы проверяем, доступно ли в консоли целое число и если да, то снова выводим его в консоль:
Scanner scanner = new Scanner(System.in); System.out.print(«Введите целое число: «); if (scanner.hasNextInt()) < int i = scanner.nextInt(); System.out.println(i); >else
Аналогично используются методы hasNextDouble()/nextDouble() для вещественных чисел и методы hasNextLine()/nextLine() для строк.
Заключение
В данной статье мы разобрались, как вычитывать данные из стандартного потока вывода. Теперь вы знаете, как вычитать из консоли числа, символы и строки.
Исходный код
import java.io.IOException; public class ReadFromConsoleIn < public static void main(String[] args) throws IOException < int code = System.in.read(); char c = (char) code; System.out.println("Вы ввели: " + c + ", код символа: " + code); >>
public class ReadFromConsoleScanner < public static void main(String[] args) < Scanner scanner = new Scanner(System.in); System.out.print("Введите целое число: "); if (scanner.hasNextInt()) < int i = scanner.nextInt(); System.out.println(i); >else < System.out.println("Вы ввели не целое число"); >> >
Считать строку чисел java
Наиболее простой способ взаимодействия с пользователем представляет консоль: мы можем выводить на консоль некоторую информацию или, наоборот, считывать с консоли некоторые данные. Для взаимодействия с консолью в Java применяется класс System , а его функциональность собственно обеспечивает консольный ввод и вывод.
Вывод на консоль
Для создания потока вывода в класс System определен объект out . В этом объекте определен метод println , который позволяет вывести на консоль некоторое значение с последующим переводом курсора консоли на следующую строку. Например:
В метод println передается любое значение, как правило, строка, которое надо вывести на консоль. И в данном случае мы получим следующий вывод:
При необходимости можно и не переводить курсор на следующую строку. В этом случае можно использовать метод System.out.print() , который аналогичен println за тем исключением, что не осуществляет перевода на следующую строку.
Консольный вывод данной программы:
Но с помощью метода System.out.print также можно осуществить перевод каретки на следующую строку. Для этого надо использовать escape-последовательность \n:
System.out.print("Hello world \n");
Нередко необходимо подставлять в строку какие-нибудь данные. Например, у нас есть два числа, и мы хотим вывести их значения на экран. В этом случае мы можем, например, написать так:
public class Program < public static void main(String[] args) < int x=5; int y=6; System.out.println("x=" + x + "; y console">x=5; y=6Но в Java есть также функция для форматированного вывода, унаследованная от языка С: System.out.printf() . С ее помощью мы можем переписать предыдущий пример следующим образом:
int x=5; int y=6; System.out.printf("x=%d; y=%d \n", x, y);В данном случае символы %d обозначают спецификатор, вместо которого подставляет один из аргументов. Спецификаторов и соответствующих им аргументов может быть множество. В данном случае у нас только два аргумента, поэтому вместо первого %d подставляет значение переменной x, а вместо второго - значение переменной y. Сама буква d означает, что данный спецификатор будет использоваться для вывода целочисленных значений.
Кроме спецификатора %d мы можем использовать еще ряд спецификаторов для других типов данных:
- %x : для вывода шестнадцатеричных чисел
- %f : для вывода чисел с плавающей точкой
- %e : для вывода чисел в экспоненциальной форме, например, 1.3e+01
- %c : для вывода одиночного символа
- %s : для вывода строковых значений
При выводе чисел с плавающей точкой мы можем указать количество знаков после запятой, для этого используем спецификатор на %.2f , где .2 указывает, что после запятой будет два знака. В итоге мы получим следующий вывод:
Name: Tom Age: 30 Height: 1,70
Ввод с консоли
Для получения ввода с консоли в классе System определен объект in . Однако непосредственно через объект System.in не очень удобно работать, поэтому, как правило, используют класс Scanner , который, в свою очередь использует System.in . Например, напишем маленькую программу, которая осуществляет ввод чисел:
import java.util.Scanner; public class Program < public static void main(String[] args) < Scanner in = new Scanner(System.in); System.out.print("Input a number: "); int num = in.nextInt(); System.out.printf("Your number: %d \n", num); in.close(); >>
Так как класс Scanner находится в пакете java.util , то мы вначале его импортируем с помощью инструкции import java.util.Scanner .
Для создания самого объекта Scanner в его конструктор передается объект System.in . После этого мы можем получать вводимые значения. Например, в данном случае вначале выводим приглашение к вводу и затем получаем вводимое число в переменную num.
Чтобы получить введенное число, используется метод in.nextInt(); , который возвращает введенное с клавиатуры целочисленное значение.
Input a number: 5 Your number: 5
Класс Scanner имеет еще ряд методов, которые позволяют получить введенные пользователем значения:
- next() : считывает введенную строку до первого пробела
- nextLine() : считывает всю введенную строку
- nextInt() : считывает введенное число int
- nextDouble() : считывает введенное число double
- nextBoolean() : считывает значение boolean
- nextByte() : считывает введенное число byte
- nextFloat() : считывает введенное число float
- nextShort() : считывает введенное число short
То есть для ввода значений каждого примитивного типа в классе Scanner определен свой метод.
Например, создадим программу для ввода информации о человеке:
import java.util.Scanner; public class Program < public static void main(String[] args) < Scanner in = new Scanner(System.in); System.out.print("Input name: "); String name = in.nextLine(); System.out.print("Input age: "); int age = in.nextInt(); System.out.print("Input height: "); float height = in.nextFloat(); System.out.printf("Name: %s Age: %d Height: %.2f \n", name, age, height); in.close(); >>
Здесь последовательно вводятся данные типов String, int, float и потом все введенные данные вместе выводятся на консоль. Пример работы программы:
Input name: Tom Input age: 34 Input height: 1,7 Name: Tom Age: 34 Height: 1,70
Обратите внимание, что для ввода значения типа float (то же самое относится к типу double) применяется число "1,7", где разделителем является запятая, а не "1.7", где разделителем является точка. В данном случае все зависит от текущей языковой локализации системы. В моем случае русскоязычная локализация, соответственно вводить необходимо числа, где разделителем является запятая. То же самое касается многих других локализаций, например, немецкой, французской и т.д., где применяется запятая.
Ввод данных в консоли Java
Этот материал будет полезен, прежде всего, начинающим Java-разработчикам. Мы поговорим о вводе данных на консоль и о том, зачем нужен класс Scanner.
Как правило, вывод данных на консоль в Java не представляет сложности. Обычно для этого используют System.out.print либо System.out.println. Но если дело доходит до ввода, то тут иногда возникают трудности. Они связаны с тем, что реализация консольного ввода в Java считается некоторыми специалистами достаточно сложной и неудобной. Однако освоить её и изучить работу сканера (Scanner) не составит труда.
Как вы уже поняли, работа эта строится с помощью класса Scanner. Кроме сканера, для ввода в Java можно использовать и класс InputStream (System.in) — о нём поговорим в первую очередь.
Ввод с помощью InputStream (System.in)
Java получает данные из консоли посредством системного потока ввода (Isystem.in), а значит, такой способ ввода кажется очевидным. Но у него есть недостаток. Связан он с тем, что системный поток получает лишь числовые коды символов, введённые в окно консоли. При этом за раз из этого потока можно прочитать только код одного символа. В результате для чтения строки или слова потребуется применение цикла.
Посмотрите пример считывания строки, введённой в консоли Java:
int inChar; String s = ""; try < inChar = System.in.read(); while (System.in.available() >0) < s += (char) inChar; inChar = System.in.read(); >> catch (IOException e)
Пока поток ввода содержит данные, а метод available осуществляет возвращение значений больше ноля, мы выполняем считывание кода символа раз за разом. Потом преобразуем его в сам символ с дальнейшим добавлением символа в конец строки.
Но неудобства в Java на этом не заканчиваются, ведь мы постоянно получаем данные в строковом формате. А если потребуется ввести целое число, нам придётся дополнить наш код приведением типов и соответствующей проверкой.
Собственно говоря, именно поэтому ввод данных в консольных приложениях напрямую сейчас редко используется, так как использование сканера (работа с классом Scanner) считается более удобной.
Ввод с помощью Scanner
Класс Scanner исключает трудности, связанные с применением системного потока ввода, плюс максимально упрощает ввод данных от пользователя в консоль Java. Мало того, чтение данных из консоли через сканер — это не единственная возможность Scanner, но это уже отдельная история.
Итак, экземпляр класса Scanner в Java создаётся посредством конструктора, принимающего поток ввода в качестве единственного параметра. Далее можно сразу же считывать готовые данные, используя семейство методов с префиксом next.
Продемонстрируем считывание строки, введённой в консоли Java. С помощью Scanner в конструктор осуществляется передача системного потока ввода.
Scanner in = new Scanner(System.in); System.out.print("Введите строку: "); String str = in.nextLine();Сравнивая последний пример с вышеприведённым (с прямым считыванием String), мы уверенно скажем, что преимущество Scanner очевидно. Смотрите, благодаря Scanner нам не нужно вручную считывать коды символов, формируя строку в цикле. Scanner сам выполняет рутинные низкоуровневые функции, а потом предоставляет данные, готовые к использованию в программе.
Как мы уже говорили, класс Scanner в Java включает в себя целый ряд методов, используемых для считывания данных. Они отличаются названиями и типами возвращаемых значений: — nextLine, — nextBoolean, — nextInt, — nextDouble, — nextByte и прочие.
Также в классе Scanner выделяют методы с префиксом hasNext, позволяющие определять тип считываемых данных (hasNextLine, hasNextInt, hasNextBollean и т. п.). А если в потоке ввода есть данные соответствующего типа, данные методы возвратят true.
Scanner in = new Scanner(System.in); System.out.print("Введите строку: "); if (in.hasNextLine())
Таким образом в Java обеспечивается безопасность получения данных по отношению к несоответствию типов.
Что ж, ввести данные в консоль Java не так уж и сложно, особенно, если вы используете Scanner. На этом пока всё, следите за новостями!