- 2.2.1. Процедурное программирование
- 2.2.2. Объектно-ориентированное программирование
- 2.2.3. Системы визуально-ориентированного программирования
- «Забытые» парадигмы программирования
- Императивное программирование
- Ключевые моменты:
- Основные понятия:
- Порожденные понятия:
- Языки поддерживающие данную парадигму:
- Структурное программирование
- Ключевые моменты:
- Основные понятия:
- Языки поддерживающие данную парадигму:
- Процедурное программирование
- Ключевые моменты:
- Основные понятия:
- Порожденные понятия:
- Языки поддерживающие данную парадигму:
- Модульное программирование
- Ключевые моменты:
- Основные понятия:
- Порожденные понятия:
- Языки поддерживающие данную парадигму:
- Вместо заключения
2.2.1. Процедурное программирование
Процедурное (императивное) или директивное программирование является отражением архитектуры традиционных ЭВМ, которая была предложена в середине 40-х годов 20-го века фон Нейманом. Процедурно-ориентированное программирование предусматривает описание программы как совокупности процедур (подпрограмм). Процедурное программирование и языки, на которых пишутся эти программы, подразделяются на структурные и операционные.
В структурных языках одним оператором записываются целые алгоритмические структуры: ветвления, циклы и т.д. Широко распространены следующие структурные языки: Паскаль, Си, Ада, ПЛ/1.
В операционных языках для этого используются несколько операций. Среди операционных известны следующие языки: Фортран, Бейсик, Фокал.
Развитием процедурных языков является объектно-ориентированный подход, который представляет собой последовательный итеративный процесс, позволяющий вносить изменения в уже отлаженный программный продукт.
2.2.2. Объектно-ориентированное программирование
Объектно-ориентированные языки не описывают подробной последовательности действий для решения задачи, хотя они содержат элементы процедурного программирования. Благодаря богатому пользовательскому интерфейсу, эти языки дают человеку возможность решить задачу в удобной для него форме. Примером такого языка может служить язык программирования визуального общения Object Pascal.
В основе объектно-ориентированного стиля программирования лежит понятие объекта, а суть его выражается формулой: «объект = данные + процедуры». Каждый объект интегрирует в себе некоторую структуру данных и доступные только ему процедуры обработки этих данных, называемые методами. Объединение данных и процедур в одном объекте называется инкапсуляцией и присуще объектно-ориентированному программированию.
Для описания объектов служат классы. Класс определяет свойства и методы объекта, принадлежащего этому классу. Соответственно, любой объект можно определить как экземпляр класса.
Программирование рассматриваемого стиля заключается в выборе имеющихся или создании новых объектов и организации взаимодействия между ними. При создании новых объектов свойства объектов могут добавляться или наследоваться от объектов-предков. В процессе занятия с объектами допускается полиморфизм – возможность использования методов с одинаковыми именами для обработки данных разных типов.
К наиболее современным объектно-ориентированным языкам программирования относятся C++, C#, Java.
2.2.3. Системы визуально-ориентированного программирования
В последнее время многие программы, в особенности объектно-ориентированные, реализуются как системы визуального программирования. Отличительной особенностью таких систем является мощная среда разработки программ из готовых «строительных блоков», позволяющая создать интерфейсную часть программного продукта в диалоговом режиме, практически без кодирования программных операций.
Каждый объект для этого должен иметь какое-то визуальное представление (иконку), чтобы его можно было перетаскивать мышкой. В результате можно сделать нужную программу, вообще не написав ни строчки кода, но при желании его можно посмотреть и править вручную. Метод особенно эффективен при создании интерфейсной части приложения (диалоговых окон, кнопочек и т.п.)
К числу объектно-ориентированных систем визуального программирования относятся; Visual Basic, Delphi, Borland C++ Builder и Visual C++. Visual Basic применяется для создания приложений программных продуктов под Windows, Borland C++ Builder и Visual C++ применяются для разработки Интернет-обозревателей и операционных систем.
Появление языков данного поколения относится к середине 90-х годов 20 века. К языкам этого поколения относятся системы автоматического создания прикладных программ с помощью визуальных средств разработки, без знания программирования.
«Забытые» парадигмы программирования
Получилось так, что те парадигмы, которые раньше потом и кровью пробивались в свет через орды приверженцев традиционных методов постепенно забываются. Эти парадигмы возникли на заре программирования и то, почему они возникали, какие преимущества они давали и почему используются до сих пор полезно знать любому разработчику.
Ладно. Введение это очень весело, но вы его все равно не читаете, так что кому интересно — добро пожаловать под кат!
Императивное программирование
Исторически сложилось так, что подавляющее большинство вычислительной техники, которую мы программируем имеет состояние и программируется инструкциями, поэтому первые языки программирования в основном были чисто императивными, т.е. не поддерживали никаких парадигм кроме императивной.
Это были машинные коды, языки ассемблера и ранние высокоуровневые языки, вроде Fortran.
Ключевые моменты:
В этой парадигме вычисления описываются в виде инструкций, шаг за шагом изменяющих состояние программы.
В низкоуровневых языках (таких как язык ассемблера) состоянием могут быть память, регистры и флаги, а инструкциями — те команды, что поддерживает целевой процессор.
В более высокоуровневых (таких как Си) состояние — это только память, инструкции могут быть сложнее и вызывать выделение и освобождение памяти в процессе своей работы.
В совсем высокоуровневых (таких как Python, если на нем программировать императивно) состояние ограничивается лишь переменными, а команды могут представлять собой комплексные операции, которые на ассемблере занимали бы сотни строк.
Основные понятия:
Порожденные понятия:
— Присваивание
— Переход
— Память
— Указатель
Языки поддерживающие данную парадигму:
Как основную:
— Языки ассемблера
— Fortran
— Algol
— Cobol
— Pascal
— C
— C++
— Ada
Как вспомогательную:
— Python
— Ruby
— Java
— C#
— PHP
— Haskell (через монады)
Стоит заметить, что большая часть современных языков в той или иной степени поддерживает императивное программирование. Даже на чистом функциональном языке Haskell можно писать императивно.
Структурное программирование
Структурное программирование — парадигма программирования (также часто встречающееся определение — методология разработки), которая была первым большим шагом в развитии программирования.
Основоположниками структурного программирования были такие знаменитые люди как Э. Дейкстра и Н. Вирт.
Языками-первопроходцами в этой парадигме были Fortran, Algol и B, позже их приемниками стали Pascal и C.
Ключевые моменты:
Эта парадигма вводит новые понятия, объединяющие часто используемые шаблоны написания императивного кода.
В структурном программировании мы по прежнему оперируем состоянием и инструкциями, однако вводится понятие составной инструкции (блока), инструкций ветвления и цикла.
Благодаря этим простым изменениям возможно отказаться от оператора goto в большинстве случаев, что упрощает код.
Иногда goto все-же делает код читабельнее, благодаря чему он до сих пор широко используется, несмотря на все заявления его противников.
Основные понятия:
Языки поддерживающие данную парадигму:
Как основную:
Как вспомогательную:
— C#
— Java
— Python
— Ruby
— JavaScript
Поддерживают частично:
— Некоторые макроассемблеры (через макросы)
Опять-же большая часть современных языков поддерживают структурную парадигму.
Процедурное программирование
Опять-же возрастающая сложность программного обеспечения заставила программистов искать другие способы описывать вычисления.
Собственно еще раз были введены дополнительные понятия, которые позволили по-новому взглянуть на программирование.
Этим понятием на этот раз была процедура.
В результате возникла новая методология написания программ, которая приветствуется и по сей день — исходная задача разбивается на меньшие (с помощью процедур) и это происходит до тех пор, пока решение всех конкретных процедур не окажется тривиальным.
Ключевые моменты:
Процедура — самостоятельный участок кода, который можно выполнить как одну инструкцию.
В современном программировании процедура может иметь несколько точек выхода (return в C-подобных языках), несколько точек входа (с помощью yield в Python или статических локальных переменных в C++), иметь аргументы, возвращать значение как результат своего выполнения, быть перегруженной по количеству или типу параметров и много чего еще.
Основные понятия:
Порожденные понятия:
— Вызов
— Аргументы
— Возврат
— Рекурсия
— Перегрузка
Языки поддерживающие данную парадигму:
Как основную:
— C
— C++
— Pascal
— Object Pascal
Как вспомогательную:
— C#
— Java
— Ruby
— Python
— JavaScript
Поддерживают частично:
— Ранний Basic
Стоит отметить, что несколько точек входа из всех этих языков поддерживаются только в Python.
Модульное программирование
Который раз увеличивающаяся сложность программ заставила разработчиков разделять свой код. На этот раз процедур было недостаточно и в этот раз было введено новое понятие — модуль.
Забегая вперед скажу, что модули тоже оказались неспособны сдержать с невероятной скоростью растущую сложность ПО и в последствии появились пакеты (это тоже модульное программирование), классы (это уже ООП), шаблоны (обобщенное программирование).
Программа описанная в стиле модульного программирования — это набор модулей. Что внутри, классы, императивный код или чистые функции — не важно.
Благодаря модулям впервые в программировании появилась серьезная инкапсуляция — возможно использовать какие-либо сущности внутри модуля, но не показывать их внешнему миру.
Ключевые моменты:
Модуль — это отдельная именованная сущность программы, которая объединяет в себе другие программные единицы, близкие по функциональности.
Например файл List.mod включающий в себя класс List
и функции для работы с ним — модуль.
Папка Geometry, содержащая модули Shape, Rectangle и Triangle — тоже модуль, хоть и некоторые языки разделяют понятие модуля и пакета (в таких языках пакет — набор модулей и/или набор других пакетов).
Модули можно импортировать (подключать), для того, чтобы использовать объявленные в них сущности.
Основные понятия:
Порожденные понятия:
Языки поддерживающие данную парадигму:
Как основную:
Как вспомогательную:
Поддерживают частично:
— C/C++
В некоторых языках для модулей введены отдельные абстракции, в других же для реализации модулей можно использовать заголовочные файлы (в C/C++), пространства имен, статические классы и/или динамически подключаемые библиотеки.
Вместо заключения
В данной статье я не описал популярные сейчас объектно-ориентированное, обобщенное и функциональное программирование. Просто потому, что у меня есть свое, довольно радикальное мнение на этот счет и я не хотел разводить холивар. По крайней мере сейчас. Если тема окажется полезной для сообщества я планирую написать несколько статей, изложив основы каждой из этих парадигм подробно.
Также я ничего не написал про экзотические парадигмы, вроде автоматного, аппликативного, аспект/агент/компонент-ориентированного программирования. Я не хотел делать статью сильно большой и опять-же если тема будет востребована, я напишу и об этих парадигмах, возможно более подробно и с примерами кода.