Пример кода на python tkinter

Введение в Tkinter

image

Tkinter – это кроссплатформенная библиотека для разработки графического интерфейса на языке Python (начиная с Python 3.0 переименована в tkinter). Tkinter расшифровывается как Tk interface, и является интерфейсом к Tcl/Tk.
Tkinter входит в стандартный дистрибутив Python.

Весь код в этой статье написан для Python 2.x.
Чтобы убедиться, что Tkinter установлен и работает, воспользуемся стандартной функцией Tkinter _test():

import Tkinter Tkinter._test()

После выполнения данного кода должно появиться следующее окно:

Отлично, теперь можно приступать к написанию нескольких простых программ для демонстрации основных принципов Tkinter.

Hello world

Конечно, куда же без него. Первым делом нам нужно создать главное окно, написав

from Tkinter import * root = Tk()

Да-да, всего одна строка, это вам не WinAPI (=. Теперь создадим кнопку, при нажатии на которую будет выводиться текст в консоль:

def Hello(event): print "Yet another hello world" btn = Button(root, #родительское окно text="Click me", #надпись на кнопке width=30,height=5, #ширина и высота bg="white",fg="black") #цвет фона и надписи btn.bind("", Hello) #при нажатии ЛКМ на кнопку вызывается функция Hello btn.pack() #расположить кнопку на главном окне root.mainloop()

Всё просто, не так ли? Создаём экземпляр класса Button, указываем родителя и при желании список параметров. Есть еще немало параметров, таких как шрифт, толщина рамки и т.д.
Затем привязываем к нажатию на кнопку событие (можно привязать несколько разных событий в зависимости, например, от того, какой кнопкой мыши был нажат наш btn.
mainloop() запускает цикл обработки событий; пока мы не вызовем эту функцию, наше окно не будет реагировать на внешние раздражители.

Упаковщики

Функция pack() — это так называемый упаковщик, или менеджер расположения. Он отвечает за то, как виджеты будут располагаться на главном окне. Для каждого виджета нужно вызвать метод упаковщика, иначе он не будет отображён. Всего упаковщиков три:

pack(). Автоматически размещает виджеты в родительском окне. Имеет параметры side, fill, expand. Пример:

from Tkinter import * root = Tk() Button(root, text = '1').pack(side = 'left') Button(root, text = '2').pack(side = 'top') Button(root, text = '3').pack(side = 'right') Button(root, text = '4').pack(side = 'bottom') Button(root, text = '5').pack(fill = 'both') root.mainloop()

grid(). Размещает виджеты на сетке. Основные параметры: row/column – строка/столбец в сетке, rowspan/columnspan – сколько строк/столбцов занимает виджет. Пример:

from Tkinter import * root = Tk() Button(root, text = '1').grid(row = 1, column = 1) Button(root, text = '2').grid(row = 1, column = 2) Button(root, text = '__3__').grid(row = 2, column = 1, columnspan = 2) root.mainloop()

place(). Позволяет размещать виджеты в указанных координатах с указанными размерами.
Основные параметры: x, y, width, height. Пример:

from Tkinter import * root = Tk() Button(root, text = '1').place(x = 10, y = 10, width = 30) Button(root, text = '2').place(x = 45, y = 20, height = 15) Button(root, text = '__3__').place(x = 20, y = 40) root.mainloop()

Теперь для демонстрации других возможностей Tkinter, напишем простейший

Читайте также:  Canvas python tkinter круг

Текстовый редактор

Без лишних слов приведу код:

from Tkinter import * import tkFileDialog def Quit(ev): global root root.destroy() def LoadFile(ev): fn = tkFileDialog.Open(root, filetypes = [('*.txt files', '.txt')]).show() if fn == '': return textbox.delete('1.0', 'end') textbox.insert('1.0', open(fn, 'rt').read()) def SaveFile(ev): fn = tkFileDialog.SaveAs(root, filetypes = [('*.txt files', '.txt')]).show() if fn == '': return if not fn.endswith(".txt"): fn+=".txt" open(fn, 'wt').write(textbox.get('1.0', 'end')) root = Tk() panelFrame = Frame(root, height = 60, bg = 'gray') textFrame = Frame(root, height = 340, width = 600) panelFrame.pack(side = 'top', fill = 'x') textFrame.pack(side = 'bottom', fill = 'both', expand = 1) textbox = Text(textFrame, font='Arial 14', wrap='word') scrollbar = Scrollbar(textFrame) scrollbar['command'] = textbox.yview textbox['yscrollcommand'] = scrollbar.set textbox.pack(side = 'left', fill = 'both', expand = 1) scrollbar.pack(side = 'right', fill = 'y') loadBtn = Button(panelFrame, text = 'Load') saveBtn = Button(panelFrame, text = 'Save') quitBtn = Button(panelFrame, text = 'Quit') loadBtn.bind("", LoadFile) saveBtn.bind("", SaveFile) quitBtn.bind("", Quit) loadBtn.place(x = 10, y = 10, width = 40, height = 40) saveBtn.place(x = 60, y = 10, width = 40, height = 40) quitBtn.place(x = 110, y = 10, width = 40, height = 40) root.mainloop()

Здесь есть несколько новых моментов.

Во-первых, мы подключили модуль tkFileDialog для диалогов открытия/закрытия файла. Использовать их просто: нужно создать объект типа Open или SaveAs, при желании задав параметр filetypes, и вызвать его метод show(). Метод вернёт строку с именем файла или пустую строку, если пользователь просто закрыл диалог.

Во-вторых, мы создали два фрейма. Фрейм предназначен для группировки других виджетов. Один содержит управляющие кнопки, а другой — поле для ввода текста и полосу прокрутки.
Это сделано, чтобы textbox не налезал на кнопки и всегда был максимального размера.

В-третьих, появился виджет Text. Мы его создали с параметром wrap=’word’, чтобы текст переносился по словам. Основные методы Text: get, insert, delete. Get и delete принимают начальный и конечный индексы. Индекс — это строка вида ‘x.y’, где x — номер символа в строке, а y — номер строки, причём символы нумеруются с 1, а строки — с 0. То есть на самое начала текста указывает индекс ‘1.0’. Для обозначения конца текста есть индекс ‘end’. Также допустимы конструкции вида ‘1.end’.

Читайте также:  Python selenium disable image loading

B в-четвёртых, мы создали полосу прокрутки (Scrollbar). После создания её нужно связать с нужным виджетом, в данном случае, с textbox. Связывание двустороннее:

scrollbar['command'] = textbox.yview textbox['yscrollcommand'] = scrollbar.set

Вот и всё. Tkinter – это, безусловно, мощная и удобная библиотека. Мы осветили не все её возможности, остальные — тема дальнейших статей.

Источник

Пример кода на python tkinter

Что мы изучим

  1. Как создавать базы данных, выполнять CRUD операции и запросы на языке SQL.
  2. Как обрабатывать события в элементах Listbox.
  3. Как назначить действия основным кнопкам программы и кнопке закрытия окна.

Скрипт для создания словаря

Словарь представляет собой базу данных SQLite, которая поставляется с Python по умолчанию. Для создания новой базы не придется устанавливать никакие дополнительные модули. Однако при желании можно установить набор дополнительных инструментов для работы с SQLite и один из визуальных браузеров-редакторов:

Структура таблицы словаря dictionary задается в sql_create_dictionary_table скрипта create_new_db.py:

  • id – порядковый номер записи (целое число);
  • word – иностранное слово (текстовое поле);
  • meaning – значение слова на русском языке (текстовое поле).

При желании в этом описании можно задать поле для фонетической транскрипции. Для создания базы в определенной директории надо сначала убедиться, что необходимый путь к папке уже имеется на диске. Если нужную директорию не создать заранее, но указать путь к ней в коде, то выполнение скрипта завершится так:

Визуальный интерфейс для CRUD

SQL-запросы и команды

Первый запрос, который нам потребуется для извлечения из базы всех слов, выглядит так:

Сообщение об успешном добавлении нового слова

Для удаления слова необходимо выделить соответствующую строку. Слово извлекается из выделенной строки:

Предварительное заполнение полей в окне редактирования

Это нужно для того, чтобы при сохранении записи не сохранилось пустое поле вместо предыдущего слова или значения, если одно из них не нужно было редактировать и пользователь не ввел слово (значение) вручную. А еще это упрощает исправление опечаток.

Фактическое обновление существующей записи производится командой со следующими параметрами:

Слова и значения выводятся в случайном порядке

Функция callback_left отслеживает клики по английским словам в левом элементе Listbox. Когда пользователь кликает по слову, функция посылает запрос в базу:

Редактировать словарь можно прямо из модуля запоминания слов

Действие для кнопки х, которая по умолчанию просто закрывает окно и останавливает программу, можно переопределить таким образом, чтобы выводилось окно подтверждения:

Читайте также:  Импорт прайс-листа

Подтверждение выхода

Для этого нужно задать новый протокол:

self.wind.protocol("WM_DELETE_WINDOW", self.on_exit) 
 def on_exit(self): if messagebox.askyesno("Выйти", "Закрыть программу?"): self.wind.destroy() 

Это полный код модуля word_match.py для запоминания и проверки значений слов:

from tkinter import ttk from tkinter import * import random, os import sqlite3 class Match: db_name = 'dictionary.db' def __init__(self, window): self.wind = window self.wind.title('Учим слова') self.eng, self.trans = str(), str() self.message = Label(text = '', fg = 'red') self.message.grid(row = 1, column = 0, columnspan = 2, sticky = W + E) # правая и левая колонки self.left = Listbox(height = 12, exportselection=False, activestyle='none') self.left.grid(row = 2, column = 0) self.right = Listbox(height = 12, activestyle='none') self.right.grid(row = 2, column = 1) self.right.bind(">", self.callback_right) self.left.bind(">", self.callback_left) # назначение команд кнопкам программы и х-кнопке окна ttk.Button(text="Начать сначала", command=self.restart_program).grid(row = 4, column = 1, sticky = W + E) ttk.Button(text="Редактировать", command=self.run_edit).grid(row = 4, column = 0, sticky = W + E) self.wind.protocol("WM_DELETE_WINDOW", self.on_exit) # заполняем колонки словами self.get_words() # закрытие программы по клику на кнопке х def on_exit(self): if messagebox.askyesno("Выйти", "Закрыть программу?"): self.wind.destroy() # подключение к базе и передача запроса def run_query(self, query, parameters = ()): with sqlite3.connect(self.db_name) as conn: cursor = conn.cursor() result = cursor.execute(query, parameters) conn.commit() return result # запрос на извлечение всех существующих записей из базы в алфавитном порядке def get_words(self): query = 'SELECT * FROM dictionary ORDER BY word DESC' db_rows = self.run_query(query) # формирование словаря из перемешанных в случайном порядке слов и их значений lst_left, lst_right = [], [] for row in db_rows: lst_left.append(row[1]) lst_right.append(row[2]) random.shuffle(lst_left) random.shuffle(lst_right) dic = dict(zip(lst_left, lst_right)) # заполнение правой и левой колонок for k, v in dic.items(): self.left.insert(END, k) self.right.insert(END, v) # обработка клика по словам в левой колонке def callback_left(self, event): self.message['text'] = '' if not event.widget.curselection(): return # извлечение из базы значения выделенного слова w = event.widget idx = int(w.curselection()[0]) self.eng = w.get(idx) with sqlite3.connect(self.db_name) as conn: cursor = conn.cursor() sqlite_select_query = 'SELECT * from dictionary WHERE word = ?' cursor.execute(sqlite_select_query, (self.eng,)) record = cursor.fetchone() self.trans = record[2] # обработка клика в правой колонке def callback_right(self, event1): self.message['text'] = '' if not event1.widget.curselection(): return w = event1.widget idx = int(w.curselection()[0]) click = w.get(idx) # если выбранное слово является правильным переводом, удаляем и оригинал, и значение if click == self.trans: self.right.delete(ANCHOR) self.left.delete(ANCHOR) # сообщаем о неверном значении else: self.message['text'] = 'Неправильно' self.right.selection_clear(0, END) # загружаем окно и скрипт редактирования словаря def run_edit(self): os.system('edit_dictionary.py') # перезапуск программы def restart_program(self): self.message['text'] = '' self.left.delete(0, END) self.right.delete(0, END) self.get_words() if __name__ == '__main__': window = Tk() window.geometry('250x245+350+200') application = Match(window) window.mainloop() 

Готовый проект доступен в репозитории .

Материалы по теме

Источник

Оцените статью