Абстрактный класс ооп java

Абстрактные классы и интерфейсы в Java

Абстрактные классы и интерфейсы встречаются повсюду как в Java-приложениях, так и в самом Java Development Kit (JDK). Каждый из них служит своей цели:

  • Интерфейс — это контракт, который должен быть реализован конкретным классом.
  • Абстрактный класс похож на обычный, но отличается тем, что может содержать абстрактные методы — методы без реализации, и нельзя создать экземпляр абстрактного класса.

Многие разработчики не видят разницы между интерфейсами и абстрактными классами, но на самом деле между ними есть весьма существенное различие.

Интерфейсы

Интерфейс — это контракт, который реализуется в некотором классе. У интерфейса не может быть состояния, поэтому в нем нельзя использовать изменяемые поля экземпляра. В интерфейсе могут быть только неизменяемые final-поля.

Когда использовать интерфейсы

Интерфейсы очень полезны для уменьшения связанности (coupling) кода и реализации полиморфизма. Для примера давайте взглянем на интерфейс List из JDK:

public interface List extends Collection

Как вы, вероятно, заметили, код весьма краток и лаконичен. Здесь мы видим сигнатуры методов, которые будут реализованы в конкретном классе, реализующем этот интерфейс.

Контракт интерфейса List реализуется классами ArrayList , Vector , LinkedList и другими.

При использовании полиморфизма тип переменной объявляем как List , и присваиваем ей любую из доступных реализаций. Например:

List list = new ArrayList(); System.out.println(list.getClass()); List list = new LinkedList(); System.out.println(list.getClass());
class java.util.ArrayList class java.util.LinkedList

В этом случае в каждом классе присутствует своя реализация методов. И это отличный пример использования интерфейсов. Если вы заметили, что ряд ваших классов содержит одинаковые методы, но с разными реализациями, то стоит использовать интерфейс.

Переопределение метода интерфейса

Помните, что интерфейс — это контракт, который должен быть реализован конкретным классом. Методы интерфейса неявно абстрактны и обязаны быть реализованы в классе, реализующем этот интерфейс.

Рассмотрим следующий пример:

public class OverridingDemo < public static void main(String[] args) < Challenger challenger = new JavaChallenger(); challenger.doChallenge(); >> interface Challenger < void doChallenge(); >class JavaChallenger implements Challenger < @Override public void doChallenge() < System.out.println("Challenge done!"); >>

Результат будет следующий:

Обратите внимание еще раз, что методы интерфейса неявно абстрактны и их не нужно явно объявлять как abstract.

Неизменяемые переменные

Еще одно правило, которое следует помнить, заключается в том, что интерфейс может содержать только неизменяемые переменные. Следующий код вполне рабочий:

public interface Challenger

Обратите внимание, что обе переменные неявно final и static . Это означает, что они являются константами, не зависят от экземпляра и не могут быть изменены.

При попытке изменить поля в интерфейсе Challenger , например, следующим образом:

Challenger.number = 8; Challenger.name = "Another Challenger";
Cannot assign a value to final variable 'number' Cannot assign a value to final variable 'name'

Default-методы

После появления в Java 8 методов по умолчанию, некоторые разработчики решили, что интерфейсы стали абстрактными классами. Однако это не так, поскольку у интерфейсов не может быть состояния.

Читайте также:  Command line php output to file

У методов по умолчанию может быть реализация, а у абстрактных методов — нет. Методы по умолчанию — результат появления лямбда-выражений и Stream API, но использовать их нужно с осторожностью.

В качестве примера default-метода из JDK можно привести метод forEach() из интерфейса Iterable . Вместо копирования кода этого метода во все реализации Iterable , мы можем переиспользовать метод forEach :

default void forEach(Consumer action) < // Code implementation here…

Любая реализация Iterable может использовать метод forEach() без необходимости реализации этого нового метода.

Давайте рассмотрим пример с методом по умолчанию:

public class DefaultMethodExample < public static void main(String[] args) < Challenger challenger = new JavaChallenger(); challenger.doChallenge(); >> class JavaChallenger implements Challenger < >interface Challenger < default void doChallenge() < System.out.println("Challenger doing a challenge!"); >>
Challenger doing a challenge!

Важно отметить, что у default-метода должна быть реализация и default-метод не может быть статическим.

Абстрактные классы

У абстрактных классов может быть состояние в виде изменяемых полей экземпляра. Например:

public abstract class AbstractClassMutation < private String name = "challenger"; public static void main(String[] args) < AbstractClassMutation abstractClassMutation = new AbstractClassImpl(); abstractClassMutation.name = "mutated challenger"; System.out.println(abstractClassMutation.name); >> class AbstractClassImpl extends AbstractClassMutation

Абстрактные методы в абстрактных классах

Аналогично интерфейсам в абстрактных классах могут быть абстрактные методы. Абстрактный метод — это метод без тела (без реализации). Но в отличие от интерфейсов, абстрактные методы в абстрактных классах должны быть явно объявлены как абстрактные.

public abstract class AbstractMethods

Попытка объявить метод без реализации и без ключевого слова abstract , например, следующим образом:

public abstract class AbstractMethods

приведет к ошибке компиляции:

Missing method body, or declare abstract

Когда использовать абстрактные классы

Рекомендуется использовать абстрактный класс, когда вам нужно изменяемое состояние. В качестве примера можно привести класс AbstractList из Java Collections Framework, который использует состояние.

Если хранить состояние класса не нужно, обычно лучше использовать интерфейс.

Хороший пример использования абстрактных классов — паттерн "шаблонный метод" (template method). Шаблонный метод манипулирует переменными экземпляра (полями) внутри конкретных методов.

Различия между абстрактными классами и интерфейсами

С точки зрения объектно-ориентированного программирования основное различие между интерфейсом и абстрактным классом заключается в том, что интерфейс не может иметь состояния, тогда как абстрактный класс может (в виде полей экземпляра).

Другое ключевое различие заключается в том, что классы могут реализовывать более одного интерфейса, но расширять только один абстрактный класс. Множественное наследование может привести к тупиковым ситуациям в коде, поэтому авторы Java решили этого избежать, отказавшись от него.

Еще одно различие состоит в том, что интерфейс может быть реализован классом или расширен другим интерфейсом, а класс может быть только расширен.

Также важно отметить, что лямбда-выражения могут использоваться только с функциональными интерфейсами (интерфейс только с одним методом), но не с абстрактными классами с одним абстрактным методом.

В таблице 1 обобщены различия между абстрактными классами и интерфейсами.

Таблица 1. Сравнение интерфейсов и абстрактных классов

Абстрактные классы

Читайте также:  Bitrix очистить от html

Могут содержать только final static поля. Интерфейс никогда не может изменять свое состояние.

Могут быть любые поля, в том числе статические, изменяемые и неизменяемые.

Класс может реализовывать несколько интерфейсов.

Класс может расширять только один абстрактный класс.

Может быть реализован с помощью ключевого слова implements.

Может расширять другой интерфейс с помощью extends.

Может быть только расширен с помощью extends.

Можно использовать только static final поля. Параметры и локальные переменные в методах.

Могут быть изменяемые поля экземпляра. Параметры и локальные переменные в методах.

В лямбда-выражениях могут использоваться только функциональные интерфейсы.

Абстрактные классы с одним абстрактным методом не могут использоваться в лямбда-выражениях.

Не может быть конструктора.

Может содержать конструктор.

Могут быть абстрактные методы.

Могут быть default и static методы (c Java 8).

Могут быть private методы с реализацией (с Java 9).

Задачка

Давайте изучим основные различия между интерфейсами и абстрактными классами с помощью небольшой задачки. Вы также можете посмотреть данный материал в формате видео (англ.).

В приведенном ниже коде объявлены интерфейс, абстрактный класс и используются лямбда-выражения.

public class AbstractResidentEvilInterfaceChallenge < static int nemesisRaids = 0; public static void main(String[] args) < Zombie zombie = () ->System.out.println("Graw. " + nemesisRaids++); System.out.println("Nemesis raids: " + nemesisRaids); Nemesis nemesis = new Nemesis() < public void shoot() < shoots = 23; >>; Zombie.zombie.shoot(); zombie.shoot(); nemesis.shoot(); System.out.println("Nemesis shoots: " + nemesis.shoots + " and raids: " + nemesisRaids); > > interface Zombie < Zombie zombie = () ->System.out.println("Stars. "); void shoot(); > abstract class Nemesis implements Zombie

Как вы думаете, какой будет вывод, когда мы запустим этот код? Выберите один из следующих вариантов:

Вариант 1

 Compilation error at line 4

Вариант 2

 Graw. 0 Nemesis raids: 23 Stars. Nemesis shoots: 23 and raids:1

Вариант 3

 Nemesis raids: 0 Stars. Graw. 0 Nemesis shoots: 23 and raids: 1
 Nemesis raids: 0 Stars. Graw. 1 Nemesis shoots: 23 and raids:1

Вариант 5

 Compilation error at line 6

Разбор задачи

Эта задачка демонстрирует понятия об интерфейсах, абстрактных методах и о некоторых других вещах. Давайте разберем код строка за строкой.

В первой строке main() присутствует лямбда-выражение для интерфейса Zombie. Обратите внимание, что в этой лямбде мы инкрементируем статическое поле. Здесь также можно было использовать поле экземпляра, но не локальную переменную, объявленную вне лямбда-выражения. То есть код компилируется без ошибок. Также обратите внимание, что это лямбда-выражение еще не выполняется, оно только объявлено, и поле nemesisRaids не будет увеличено.

Далее мы выводим значение поля nemesisRaids , которое еще не увеличено. Следовательно, вывод будет:

Еще один интересный момент заключается в том, что мы используем анонимный внутренний класс. Мы создаем не экземпляр абстрактного класса Nemesis , но экземпляр анонимного класса, расширяющего Nemesis . Также обратите внимание, что первый конкретный класс в иерархии наследования всегда будет обязан реализовать абстрактные методы.

В интерфейсе Zombie есть поле с типом интерфейса Zombie , объявленное с помощью лямбда-выражения. Поэтому, когда мы вызываем метод Zombie.zombie.shoot() , получим следующий вывод:

В следующей строке вызывается лямбда-выражение, которое мы создали в начале. Следовательно, переменная nemesisRaids будет увеличена. Однако, поскольку мы используем оператор постинкремента, она будет увеличена только после этого выражения. Следующий вывод будет:

Читайте также:  Вся таблица цветов html

Далее вызовем метод shoot для nemesis , который изменяет поле экземпляра shoots на 23. Обратите внимание, что как раз здесь мы видим основную разницу между интерфейсом и абстрактным классом.

Наконец, мы выводим значение nemesis.shoots и nemesisRaids .

Nemesis shoots: 23 and raids: 1

Правильный ответ — вариант 3:

 Nemesis raids: 0 Stars. Graw. 0 Nemesis shoots: 23 and raids: 1

Материал подготовлен в преддверии старта специализации Java-разработчик.

Недавно в рамках специализации прошел открытый урок, на котором мы обсудили алгоритм бинарного поиска, разобрались, почему он быстрее линейного. А также познакомились с понятием «О-большое». Делимся записью этого урока.

Источник

Абстрактный класс ооп java

У меня возник вопрос. Вот мы не можем наследовать от нескольких классов, потому что может возникнуть ситуация, когда в этих классах усть одинаковые названия методов с разной реализацией. Но что произойдёт, если мы реализуем несколько интерфейсов, у которых также есть одинаковые названия методов да ещё и с разной дефолтной реализацией?

На самом деле — и это очень важная особенность — класс является абстрактным, если хотя бы один из его методов является абстрактным. Хоть один из двух, хоть один из тысячи методов — без разницы. ORACLE: An abstract class is a class that is declared abstract—it may or may not include abstract methods. Abstract classes cannot be instantiated, but they can be subclassed.

Про отказ от множественного наследования в Java есть и другое мнение - такое наследование сильно усложняет иерархию классов и она становится большой головной болью при поддержании и развитии программы + усиливаются связанность и зависимости кода . С другой стороны, немножественное Наследование сильно ограничивает Полиморфизм, т.к. в таком случае полиморфными могут быть только дочки одного потомка. Но в Java есть концепция Интерфейса, которая сильно ослабляет зависимость Полиморфизма от Наследования. Благодаря Интерфейсу классы становятся полиморфными независимо от их родителя, и мы получаем Полиморфизм без ограничений Наследования.

На самом деле очень даже сомнительное доказательство того, что от множественного наследования отказались именно по той причине, которая указана в статье т.к следующий код:

 public class Solution < public static void main(String[] args) < >public abstract class Human implements CanRun, CanSwim < >public interface CanRun < default void run()< System.out.println("run1"); >> public interface CanSwim < default void run()< System.out.println("run2"); >> > 

даже не компилируется выделяя класс Human и подсвечивает следующую ошибку: "Human inherits unrelated defaults for run() from types CanRun and CanSwim" Думаю то же самое могло бы писаться при попытке множественного наследования, если бы в двух разных родителях был одинаковый метод. Поэтому слабо верится. То же касается и переменных. Сейчас можно создавать переменные в интерфейсах, и если создать две переменных с одинаковым именем, то при имплементации и попытке обращения к таким переменным компилятор выдаст ошибку. Так что учитывая то, что сейчас в интерфейсе можно делать то же самое что и в классе, то можно сказать что в джаве есть множественное наследование.

Источник

Оцените статью